Главная » Статьи » Авторские разработки

Конспект занятия по экологии "Живое-неживое"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

Аннотация:  данное занятие  позволяет в доступной, игровой форме знакомить детей со сложными экологическими понятиями, закладывает основы экологической культуры. Занятие будет полезно как воспитателям, так и родителям.

Ключевые слова: символы, движение, рост, питание, дыхание, размножение.

Тема: «Живое – неживое»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: формирование  азов экологических знаний,  развитие познавательной мотивации.

Программные задачи:

Образовательные:

  • учить детей различать объекты живой и неживой природы.
  • Повторить основные признаки живых объектов. 
  • Формировать представления, что человек – часть живой природы.
  • Совершенствовать диалогическую речь, стимулировать активное участие в беседе.
  • Упражнять детей в образовании формы множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

Развивающие:

  • развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, логическое мышление.

Воспитывающие:

  • воспитывать умение слушать и слышать педагога и ответы других детей, не перебивать товарища.
  • воспитывать бережное отношение к объектам живой и неживой природы.

Интегрируемые образовательные области:

  • Коммуникация
  • Социализация

Словарная работа: загрустил, движение, семена, росток, побег.

Предварительная работа: цикл наблюдений за движением растений, чтение рассказа М. Паустовского «Золотой луг», проращивание фасоли.

Опыты: «Растение пьет», «Движение к свету», «Для чего нужны корни» и др.

Просмотр видеофильмов: Домовенок Бу; видеоуроки: «Тайны растений».

Демонстрационный материал:  крылатки клена, шишки, каштан, желудь, яблоко, видеофрагмент «Дерево с корнями», «животные и детеныши», видеосюжет «Движение растений», видеосюжет «Питание животных», карточки с символами: «движение», «рост», «питание», «размножение», «дыхание», набор предметных картинок.

Форма проведения: организованная образовательная деятельность.

ХОД  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Постановка проблемы

(Раздается стук в дверь, возглас: «Пустите меня скорей!»)

В. Сейчас я узнаю, что там за шум. (Открывает дверь. Появляется Кот Котофеич  - роль исполняет взрослый). Это Кот Котофеич к нам в гости пожаловал! Здравствуй, Котофеич. Проходи, пожалуйста.

Кот. Здравствуйте, ребята!

Я пушистый серый кот, здесь живу не первый год.

Всех ребяток я люблю, не шалю, мышей ловлю.

Я всегда веселым был, но сегодня загрустил!

В. Что случилось? Почему ты загрустил?

Кот. Запутался я совсем, никак не могу разобраться в одном вопросе. Пробегал я сегодня мимо детского сада и слышу, спорят два мальчика. Один говорит, что дерево – живое, а другой кричит, что неживое. Стал думать, кто из них прав и запутался совсем. Может, вы мне поможете разобраться?

В. Ну, что, ребята, поможем Котофеичу ответить на вопрос, что  считается живым, а что неживым?

Поиск путей решения проблемы.

В.  Ребята, а мы с вами живые? Бегите ко мне! Давайте поиграем!

           (Проводится подвижная игра «Мы топаем ногами»)

Мы топаем ногами топ, топ, топ

Мы хлопаем руками хлоп, хлоп, хлоп.

Качаем головой. Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем и бегаем кругом.

В. Ребята, какие движения мы сейчас делали? (хлопали, приседали, бегали.) Как это  можно назвать одним словом? (ответы детей). Правильно, мы двигались.

В. Котофеич, а ты можешь двигаться? (Котофеич приседает, танцует). А собака? Дом?

 (Проводится игровое упражнение «Двигается – не двигается». Набор предметных картинок необходимо  распределить на две категории.)

В. (показывает картинку с изображением дерева, цветка). Дерево двигается? Почему вы задумались?  Трудно сразу ответить может двигаться дерево или цветок. Но давайте вспомним, что происходило с нашими цветами геранью или бальзамином, когда мы  поворачивали горшок? (Ответы детей). Молодцы, все правильно. Цветы  поворачивали свои листья к свету. Растения, конечно, не могут бегать и прыгать, как люди, но двигаются к источнику сета.

В. Котофеич, ты видел, как двигаются растения? Нет? Ученые сумели  снять движения растений, и мы сейчас тоже это увидим.

(Показ видеосюжета  «Движение  растений»)

В. Какой вывод мы можем сделать? Вывод №1. Все живое может двигаться!  (Ребенок и закрепляет на доске карточку с символом «движение»)

В. Ребята, скажите, что надо делать для того, чтобы вы выросли большими, сильными, умными? (кушать). Да и не один, а три – четыре раза в день. Котофеич, а ты сколько раз кушаешь?

Кот. Чем больше, тем лучше!

В. И совсем не лучше. Объедаться – это плохо, для здоровья совсем не полезно.

Кот. Ребята, а вы знаете, чем можно кормить кошек? (Ответы детей). А как кошка ест? (Дети отвечают). Какие вы молодцы, все верно! А вот дерево! Как же оно ест? У него  ведь и рта нет! Наверно, оно все-таки неживое?

В. Ответьте, ребята, Котофеичу  как и чем питаются деревья и все растения? (Ответы детей.)

(Показ видеосюжетов на экране: питание растений, кролика, собаки, птицы, рыбы.)

В. Вывод №2.  Все живое – питается. (Закрепляется символ «питание».)

Физминутка

В. Ребята, вспомните, когда вы родились, какими вы были? («маленькие» – дети приседают), а теперь вы подросли и стали больше (дети встают), а когда вырастите, то станете еще больше – (встают на носочки, руки вверх). Почему?  (Ответы детей.)

В. Все живые существа растут. Котофеич, а ты был маленьким?

Кот. Конечно! Я был прекрасным пушистым, озорным котенком. А теперь я вырос и стал взрослым, но тоже прекрасным котом. Да, я тоже расту.

В. Ребята, подумайте, в кого превратится цыпленок, когда вырастет? (в курицу). Вы уверены? (или в петуха), а головастик? (в лягушку), а мальки? (в рыбок).

Кот. Ну, а дерево?

В. Ребята, как дерево растет? Докажите Котофеичу, что дерево, как и все растения тоже растут. (Рассказы детей о том, как они выращивали овощи)

В. Какой вывод можно сделать? Вывод №3. Все живое – растет. (Закрепляется символ «рост»).

Кот. Вот это да, как интересно! (Кот начинает  бегать, прыгать.)

В. Котофеич, успокойся! Хочешь узнать еще что-нибудь интересное, тогда иди к нам.

(Проводится дыхательное упражнение «Дышим тихо и спокойно»)

Все мы медленно подышим,   - (медленный вдох через нос.)

Тишину вокруг услышим, - (плавный выдох через нос.)

Подыши одной ноздрей, - (дышим левой, затем правой ноздрей)

И придет к тебе покой.

В. Ребята, что мы сейчас делали? Можем мы прожить без дыхания? А чем мы дышим? (Ответы детей).

В. Мы дышим, дышим, дышим, и потому живем.

Конечно, для дыхания нам нужен только он.

Дыханье днем и ночью идет у нас, друзья.

И нам без кислорода никак прожить нельзя.

В. Котофеич, ты тоже с нами дышал?

Кот. Да, дышал. Я без дыхания жить не могу. Я уже понял, к чему вы клоните. Все живое дышит, правильно? Вывод №4. Все живое – дышит. (Закрепляется символ «дыхание»).

 Кот. Я даже слышал, что деревья дышат углекислым газом, а выделяют кислород.

В. Молодец! Ты очень способный кот!

Кот. (Смущаясь) Спасибо.

В. Котофеич, а у тебя дети есть?

Кот. А как же! Я счастливый отец. У меня три замечательных сыночка: Серенький, Беленький и Черныш.

В. А ты знаешь, все живое имеет детей!

Кот. Ха-ха! Это что же, дерево или цветок – мама? Не верю! Какие же у них детки?

(Дидактическая игра «С чьей ветки детки»)

В. Итак, у деревьев, цветов есть семена – это их детки. У клена – крылатки, у дуба – желуди, у яблони – яблоки, у ели – шишки. Давайте проверим, правда ли в шишке есть семена?

В. (Ребенок вытряхивает семена на блюдце). Это любимая еда для белки, дятла, клеста зимой.

Кот. (С сомнением). А яблоко? Какие там детки? Где они?

В. Ты не ешь яблоки, поэтому и не знаешь, а вот ребята любят яблоки и знают, что скрываются семена… Где? (в огрызке)

(воспитатель разрезает яблоко и вытаскивает семена на тарелку).

В. Повтори, Дима, для Котофеича, что будет, если посадить семена в землю? (Вырастет новое растение). Катя, покажи и расскажи Котофеичу, какой эксперимент мы провели с фасолью. (Катя рассказывает о том, как дети наблюдали за ростом побега фасоли.)

Кот. Здорово! Я все понял! Значит, все живое может быть мамой-папой и у них сыночки-дочки!

В. Вывод №5. Все живое -  размножается. (Ставится символ «размножение»).

Кот. Ой, как интересно! Мои сыночки – котята, у утки – утята, у коровы – коровята…

В. Стоп, стоп! Подожди, Котофееич! Ребята тебе подскажут, как правильно сказать:

(Проводится дидактическая  игра с мячом «Назови детеныша»)

В. Давайте, еще раз перечислим признаки живого (ответы детей по символам). Котофеич, ты теперь сам можешь доказать, что деревья, растения они какие?

Кот. Конечно,  деревья, растения живые. Поэтому нельзя рвать и обижать листочки, цветочки.

В. Конечно, лучше любоваться ими, рисовать и наслаждаться их красотой. Но воспитанный человек не будет вредить не только живой природе, но и неживой тоже.

Кот. Спасибо, ребята, вы меня убедили. Мне было очень интересно с вами. Я пришел к вам грустный, а теперь хочу веселиться. Давайте поиграем!

(Проводится любая подвижная игра)


Работа заняла 1 место в  Международном конкурсе научно-методического опыта «Открытая международная мастерская современного педагога 2016»


Распечатать страницу
Категория: Авторские разработки
Материал загружен: 15.09.2016
Просмотров: 2315
Имя *:
Email *:
Код *: