Главная » Статьи » Авторские разработки

Статья: опыт организации развивающей предметно-пространственной среды на участке детского сада для детей раннего возраста

Федосеева Елена Михайловна,

воспитатель группы раннего возраста,

МАДОУ ЦРР - д/с №21 «Надежда»,

г. Ступино, Московская область

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ

РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Значение  раннего возраста в развитии ребенка трудно переоценить. На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. О маленьком ребенке можно говорить как о развивающейся личности, так как в этот период закладываются основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, креативность. Решающими в развитии личности ребенка раннего возраста являются социальные условия его жизни, т. е. общение, обучающие воздействия, организация жизни в целом[4].  Не последнюю роль в формировании личности играет предметно-развивающая среда, в которой пребывает ребенок.

В данной статье мы рассмотрим некоторые вопросы организации предметно-пространственной среды территории прогулочного участка для детей раннего возраста, поскольку ФГОС дошкольного образования предъявляет требования к территории, на которой дети проводят большую часть времени, особенно в летний период.

Прогулка на групповом участке несет в себе большие потенциальные возможности для реализации всех направлений развития и образования детей прописанных в ФГОС дошкольного образования. Именно здесь детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются их потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых, ярких впечатлениях, в свободной игре: как с природным материалом, так и с игрушками. В совместной деятельности с воспитателем в условиях прогулки реализуется социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и, в наибольшей степени, физическое развитие.

Вот почему к развивающей предметно-пространственной среде прогулочного участка предъявляются высокие требования.

Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности[2]. Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и безопасной.  Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами[6].   

Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста на участке детского сада имеет свои особенности.  Прежде всего, при планировании и оснащении  участка необходимо учитывать специфику детей этого возраста.

В раннем детстве ведущей является предметная деятельность. Ребёнок этого возраста познаёт окружающий мир в основном руками (в процессе «делания»), т.е. наглядно-действенным способом. По меткому выражению А.А. Люблинской,  логическому мышлению предшествует "мышление руками" [1].

Для совершенствования наглядно-действенного мышления на участке должны быть игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разнообразные по форме, цвету, величине. Особое значение имеют соотносящие действия, способствующие ориентации ребенка на различные свойства предметов.  Овладение подобными действиями зависит от помощи взрослого и от использования самообучающих  игрушек (например,  закрывание коробки, нанизывание колец пирамиды, матрешка). В предметно-развивающей среде на участке должны быть игрушки такой серии. Необходимо также продумать место, где расположить эти предметы, чтобы ребенок по своему желанию мог знакомиться с разнообразными характеристиками и признаками предметов в конкретных практических действиях.

В процессе предметной деятельности развивается восприятие ребенка. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.  Ранний возраст -  «золотая пора»  сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт [3]. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Успешность познавательного, физического, художественно-эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Богатая и  разнообразная сенсорная среда на прогулочном участке, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой познавательного развития. В совместной деятельности с взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами, обогащает свой чувственный опыт.

На протяжении всего раннего возраста  поведение ребенка является ситуативным. При этом каждая вещь провоцирует ребенка на действие, о последствиях которого он не задумывается. Соответственно, эмоциональная реакция ребенка возникает после оценки  результата действия взрослыми.  Курт Левин назвал такое поведение «полевым», т.е. определяемое тем зрительным полем, в котором ребенок сейчас находится.

 А.Н. Леонтьев объяснил  ситуативность поведения маленького ребенка особым строением детской деятельности, когда между мотивами, побуждающими ребенка, не установились какие-либо отношения – все они равнозначны. Этим объясняется то, что маленького ребенка легко привлечь к чему-либо, но столь же легко он переключается на что-либо новое.

Учитывая эту особенность поведения детей, на участке должно быть большое разнообразие игрушек, поскольку привлекательность игрушки в руках другого ребенка гораздо сильнее.

Ситуативность характеризует не только поведение, но всю психическую жизнь ребенка. Эмоции  в этом возрасте имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах. Ребенка легко  испугать, рассердить, но с той же легкостью можно и заинтересовать, вызвать у него удовольствие, радость. Дети особенно подвержены влиянию эмоций, переживаемых другими людьми, поэтому воспитатель – это актриса, живущая на позитиве, чтобы своими положительными эмоциями снимать отрицательные эмоции  у детей. Но в то же время, эмоции взрослого, на поступки, действия ребенка – это индикатор того, хорошо или плохо поступил ребенок, одобряется его действие взрослым или нет. Дети легко считывают все эмоции с лица взрослых.

Учитывая требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде участка, мы попытались создать зоны, которые максимально способствуют потребностям детей данного возраста в развитии, движении, общении, совместной деятельности детей и взрослых. В создании развивающего пространства прогулочного участка мы руководствовались такими принципами, как:

  1. Построение образовательного пространства на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе деятельности.
  2. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  3. Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности.
  4. Учет возрастных особенностей – соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
  5. Приобщение детей к социокультурным нормам и традициям.
  6. Сотрудничество с семьей.

Решались следующие задачи:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия;
  2. Развивать  любознательность, самостоятельность и инициативность каждого ребенка.
  3. Формировать общую культуру личности  ребенка, в том числе его социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.
  4. Формировать основы познавательного, бережного и созидательного отношения к окружающему миру.

Проектирование пространства участка начинается с зонирования. Обозначаются следующие зоны: сенсорно-познавательная, природоведческая, двигательной активности и подвижных игр, для игр с песком и водой, зона отдыха и релаксации. Деление на зоны условно, по своему желанию ребенок может трансформировать и варьировать любую зону [4].

Зона сенсорно-познавательного развития. Вся территория прогулочного участка должна быть яркой, привлекательной для ребенка раннего возраста, но в то же время, должна соответствовать, эстетическим требованиям. Поэтому все стационарные постройки участка красятся в разнообразные яркие, насыщенные цвета. Яркий участок не только сам по себе вызывает у детей интерес, желание идти на прогулку, но и развивает цветовосприятие.

Например, раскраска веранды по основным цветам: красный, желтый, зеленый, синий. Это можно использовать для обучения различению цветов, например: бабочка (птичка, пчелка, перышко) присела отдохнуть на красную дощечку, а теперь полетела на желтую.

 Помимо игровой площадки, на прогулочном участке есть закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. Стены беседок можно использовать для создания развивающих игр.

Родители воспитанников, являясь полноправными участниками педагогического процесса, также могут внести свой вклад в организацию развивающего пространства.

Совместно с родителями, нами была разработана «обучающе-развивающая панель». На ней укрепили разнообразные крючки, задвижки, шнурки, молнии, замочки с ключами, кнопки выключателей,  фонарики, прищепки и привлекательные картинки. Вся панель закреплена на одной из стен веранды. Рядом расположили  доску для рисования мелом. Эта зона на участке никогда не пустует, она всегда занята детьми, которые находят себе занятие по душе. Здесь дети самостоятельно играют, общаются, одновременно развиваются.

Наряду с развитием познавательной сферы, при помощи «развивающей панели» у ребенка активно формируются личностные структуры. Действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности. Кроме того, дети социализируются, развиваются коммуникативные качества.

Зона двигательной активности и подвижных игр. Особенностью детей раннего возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях. В летнее время эта потребность полностью удовлетворяется на прогулке. Они увлеченно бегают, прыгают, лазают, много времени ходят. В этой зоне у нас установлено баскетбольное кольцо, но с учетом возраста детей: мячи они не забрасывают, а кладут в кольцо. Под кольцом мы установили корзину для сбора мячей. Детям интересно наблюдать, как мяч из кольца попадает в корзину. Есть небольшие ворота для футбола, горка для лазания.

Для развития двигательной активности, совершенствования ходьбы у нас много моторных игрушек: мячи,  шары, разнообразные коляски для кукол, тележки,  машинки на веревочках, каталки, качалки.

    Природоведческая  зона. В этой зоне, отгороженной от общей территории  невысоким заборчиком, посажены цветы с разнообразной окраской, запахами, формами. Зона украшена веселыми поделками, сделанными из бросового материала руками родителей.

Это место, где можно развивать органы чувств детей. Органы чувств – это единственный и полноценный источник получения информации не только в младенчестве, но и позже: человек всю жизнь развивает свои сенсорные системы, накапливая опыт – полученные с их помощью знания.

Сенсорное развитие неразрывно связано с развитием эстетическим. Если человек способен отличать оттенки цветовой гаммы, разнообразие вкусов, запахов и звуков, он в полной мере воспринимает красоту окружающего мира и наслаждается ею. Маленькие дети еще не могут сами различать красивое и некрасивое – их нужно научить. В этой зоне дети, наблюдая, как взрослые ухаживают за цветами, любуются ими, перенимают и копируют это поведение.

 Здесь же малыши получают и первые уроки экологических знаний: цветы нельзя рвать, но можно ими любоваться, нюхать. Чтобы цветы росли – их надо поливать и сделают это вместе с  воспитателем, взяв маленькие леечки.

 Кроме цветов, здесь можно полюбоваться маленьким прудиком с водяными лилиями. Прудик сделан из большого таза, выкрашенным в голубой цвет, прикопанный в землю.

В насыщенной предметно-пространственной среде познание и развитие идут непрерывно. Во время прогулки обращаем внимание ребенка разнообразные звуки. Дождь, ветер, автомобильный сигнал, сирена, пение птиц, шелест листвы – все это может очень заинтересовать маленького исследователя!

Зона для игр с песком и водой. Развитие познавательной сферы происходит именно в процессе практических предметных действий. Песочница на участке очень важный объект для этой цели, поэтому к ней предъявляются особые требования. Она должна быть гигиенически безопасной, привлекательной для восприятия. По современным санитарным  требованиям  песочницы для детей в ДОУ должны закрываться крышками. Мы воспользовались одним из вариантов, закрыв песочницу деревянными съемными щитами и нарисовав на крышке любимых героев мультфильмов.

Подойдя к песочнице, дети видят озорницу Машу и доброго Медведя – они сразу привлекают внимание своими размерами, цветом. Затем обращаем внимание на размер песочницы – она большая, значит, всем места для игры хватит. Дальше можно рассматривать форму песочницы - она квадратная, поискать квадратные формочки, сделать квадратные куличики. Сравниваем куличики квадратные и круглые, обращаем внимание на цвет, ищем такого же цвета, затем «печем» большие и маленькие «тортики», приглашаем на чаепитие больших и маленьких зверей, предлагаем зверям ведерки в соответствии с размером. Песочница – это огромный простор для фантазии и придумывания познавательных игр.

Зона для игр с песком и водой помогает воспитателю в решении еще одной важной задачи в развитии ребёнка раннего возраста. Речь идет о самостоятельной игре  с  элементарным экспериментированием. Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка.

Не всегда есть возможность приобрести заводской комплекс для игр с водой, но мы нашли выход из положения. В столе выпиливается отверстие, вставляется тазик, наполняется водой, рядом располагаются предметы и игрушки, необходимые для игр, поддон, наполненный песком для выкладывания по контуру простых фигурок типа: солнышко, грибок, домик ракушками, камешками. Высота стола  регулируется по росту детей.

Зона отдыха и релаксации. Стоит отметить, что на участке должны быть в достаточном количестве скамеечки и столики для разнообразной деятельности детей. Расположить их надо по всей территории участка, чтобы ребенок мог в любой момент мог присесть на лавочку, поиграть с куклой или порисовать.

 На нашем участке лавочки самые разнообразные и разной тематики. Есть переносные «кошки-лавочки», где спинка лавочки расписана в виде головы кошки – детям очень нравится их рассматривать, показывая глазки, ушки, усы. Есть лавочки с пчелами, летающими над клевером и лавочки с ромашками. Возле каждой лавочки располагается столик, который легко можно перенести в другое место по необходимости. В этой зоне можно слушать детские песенки, танцевать.

Таким образом, планируя создание развивающей предметно-пространственной среды участка, мы стремились к тому, чтобы все, что находится на участке и за его пределами способствовали полноценному развитию маленького человека, чтобы ему было комфортно и безопасно.  Созданный нами прогулочный участок на территории дошкольной образовательной организации является составляющей целостной развивающей среды дошкольного учреждения, обеспечивающей высокое качество дошкольного образования.

 

ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ:

  1. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М. Просвещение, 1971.
  2. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007.
  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.  М.,1996.
  4. Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина. - М.: Мозаика - Синтез, 2006.
  5. Полякова М. Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М. Н. Полякова. – М., Детство – Пресс, 2010
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Статья также размещена в Научно-методическом журнале "Наука и образование: новое время": http://articulus-info.ru/category/doshkolnoe-obrazovanie/?tag=4-iyul-avgust-2016-g

Фотореализацию идей из данной статьи можно посмотреть по ссылке: http://yagodka.clan.su/photo/rpps/walking_area/6-5


Распечатать страницу
Категория: Авторские разработки
Материал загружен: 11.08.2016
Просмотров: 2051
Имя *:
Email *:
Код *: