Главная » Статьи » Авторские разработки

Статья по экологии на тему: «Растим человека созидателя: опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников»

Статья по экологии на тему:

«Растим человека созидателя: 

опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников» 

Человечество в своих отношениях с природой приблизилось к экологической катастрофе. Знаменитый английский философ Джон Локк еще в 17 веке сформулировал принцип: «Бог не создал ничего для разрушения или порчи человеком».  К 21 веку человек это забыл. Как будут складываться дальнейшие отношения с природой: фатально приближаясь к  своему концу или созидательно развиваясь, во многом зависит от экологического сознания  современных детей.

Экологическое образование детей должно стать приоритетным направлением в работе дошкольного образования. Отношение к окружающему миру интенсивно закладывается именно в дошкольном детстве.  Цель экологического образования -  формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правового отношения к природе, к людям, охраняющим ее и к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Таким образом, экологическое образование включает два аспекта: передача детям экологических знаний и их трансформация в отношения с окружающим миром.

Наша задача – вырастить человека – созидателя. Поэтому в своей  работе ставили задачу воспитывать в детях такое отношение к миру, в основе которого лежат забота, доброта, гуманность и сострадание. Мы опирались на опыт известного педагога В.А.Сухомлинского. Его небольшие произведения, которые читались детям, заставляют задуматься над определенными поступками. Беседы на морально-этические темы ставили вопросы, побуждающие к самостоятельным раздумьям, моральным оценкам, соответствующим выводам.

Рассматривая книги, иллюстрации художников, наблюдая жизнь природы, мы старались пробудить эмоциональную отзывчивость детей. В беседах вопросы ставили так, чтобы вызвать противоречивые чувства к хорошим и плохим поступкам и разобраться в том, почему один поступок хорош, а другой плох.

Одной из важных задач в работе с детьми было формирование отношения к другим существам с позиции помощника, защитника, что может заложить основу бережного отношения ко всем проявлениям жизни. Задача сложная, но выполнимая, если в союзники взять родителей. Ведь как часто мы становимся свидетелями брезгливости по  отношению к непривлекательным насекомым, лягушкам со стороны взрослых. Известно, что 80% черт характера закладывается в семье. Очень показательна такая ситуация. В группе была девочка, которая, по мнению родителей, «обожала» насекомых. Она их ловила, сажала в коробочку и приносила в детский сад. Однажды приходит мама и с радостью  сообщает, что дочке купили сачок для ловли бабочек…  Вот почему свою работу мы начали с экологического просвещения взрослых. Разработали цикл лекций с видеофильмами. Основной упор делали на индивидуальные консультации с родителями,  в педагогических ширмах размещали практические советы, статьи, например одна из них «Воспитать благоговение перед природой», предлагали логические задачи экологического содержания для решения дома с детьми, например: «После сильного дождя на асфальт выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?» Проводили экологические акции, круглый стол «Воспитание доброты к природе» и др. В уголках для родителей размещали специальные статьи, разъясняющие азы экологической теории, правила поведения в природе.

Обязательными темами в нашей работе с детьми были такие как: «Существуют ли «вредные животные?», «Есть ли вредные растения?», «Как относиться к бактериям, в том числе и болезнетворным?»

Работу по экологии начали с младшей группы. К концу средней группы можно было отметить значительные изменения у детей по отношению к насекомым, рыбкам, цветам. Если в младшей группе дети, не задумываясь, могли затоптать муравья или червяка, ловили бабочек и божьих коровок, срывали и тут же бросали цветы, то к концу средней группы эти насекомые вызывали познавательный интерес, цветы – эстетический. Ребята  могли долго разглядывать ходы муравьев, наблюдать движения дождевого червя. И все чаще мы слышали: «Не трогай, они ведь живые!», «На цветы надо смотреть глазками!»

Экологическое воспитание тесно связано с эстетическим восприятием природы. Воспитание красотой немыслимы без чувства восхищения природой.  В своем стремлении воспитать детей как хранителей природы, очень важно в детстве научить замечать ее красоту и испытывать перед ней восторг. Мы обращали внимание детей на все новое и необычное вокруг нас, разглядывали каждую мелочь. В группе расцвела аспидистра – это было целое событие: ребята разглядывали цветок, нюхали, любовались, рисовали, рассказывали родителям и вели их посмотреть. А утром на следующий день бежали увидеть – цветет ли еще? Привлекли внимание детей к рыбкам гуппи – опять восторг, оказывается у них такие красивые хвосты! Осень – это особая пора любования природой, как сказал поэт: «Очей очарованье». На прогулке собирали букеты разноцветных листьев, разглядывая оттенки, творили из них картины и панно. С участка пересаживали бархатцы в группу, чтобы подольше напоминали о лете и радовали нас. Из листьев и ягод калины, рябины, декоративных тыкв создавали натюрморты. Облетевшая листва обнажила красоту силуэтов деревьев. Настоящий восторг  испытали дети от созерцания заснеженных деревьев, узоров на стекле. Главное,  взрослым не пройти мимо: увидеть самим и показать ребенку!

 Природа – это совершенство и красота. Но человек может, как создать, так и разрушить красоту. Наша задача научить детей видеть зависимость деятельности человека и состояние природы. В этом -  суть экологического воспитания дошкольника – дать ребенку не научные термины и понятия (это в будущем даст школа), а помочь осознать себя, как часть природы, жить по принципу, принятым в медицине: «Не навреди!».  Как это не пафосно звучит, но судьба планеты в руках воспитателя дошкольников! Именно у маленьких  детей с их чуткостью, восприимчивостью можно воспитать благоговение перед природой, жизнью, значит уважение к любому созданию Природы.

          Методы и приемы экологического воспитания

Дети младшего дошкольного возраста мыслят конкретно, опираясь на видимый образ предмета и действия с ним. Поэтому ведущей деятельностью в экологическом воспитании малышей было неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практические действия с ними. Так, например мы предлагали взять в руки натуральные овощи, фрукты погладить, осмотреть их, понюхать, попробовать на вкус, послушать, как скрипят или шуршат, т.е. стремились задействовать как можно больше органов чувств. Каждое ощущение обозначали словом, дети повторяли и запоминали.

Важную роль в познании объектов природы играют практические действия. Воспитатель руками изображает форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисуем» в воздухе круглый помидор или яблоко, длинную морковь или огурец, большой арбуз или кочан капусты. Дети руками повторяют эти движения, подкрепляя то, что видят и слышат обозначенными словами.

 В младшей группе вводили игру как метод экологического воспитания через образы первых сказок: «Курочки Рябы», «Репки», «Колобка». Так, дед, вырастив большую репку, «приходит» на занятие с фруктово-овощной тематикой, знакомит с плодами, дает их попробовать. Дед и баба из «Курочки Рябы»  представляли тему домашних  животных.  Дед рассказывал о разных домашних животных, как о них надо заботиться. Таким образом, дети получают первые знания о домашних животных, сельскохозяйственной действительности.

В средней группе мы продолжили экологическое воспитание, включив в свою работу циклы наблюдений в повседневной жизни. Например, за аквариумными рыбками, елью или березой на участке, осенними цветущими растениями. Каждый цикл включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы. Ежемесячно проводили (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями природы и вели календарь.

 Начиная со средней группы, на протяжении всего учебного года читали детям короткие рассказы писателя-природоведа Е.Чарушина о животных.  Многократное обращение к писателю, который описывал и рисовал симпатичных детенышей, позволяет начать формирование устойчивого интереса к наблюдению природы, пониманию того, что эти впечатления можно творчески представить в форме рисунка или рассказа.

Основные экологические знания дети получают в организованной образовательной деятельности, которая проводилась в форме игр-путешествий, диалогов с литературными персонажами, обыгрыванием игрушек-аналогов. Занятия строились по циклам. Например, тема «Лес».  Сначала идет знакомство «Что растет в лесу?», затем «Кто живет в лесу?», Далее «Путешествие по зимнему лесу» и т.д.

Большую роль в работе с детьми 4-5 лет для получения новых сведений являются специальные познавательные сказки. Мы подбирали сказки познавательного содержания, но дающие экологические знания. Например, «Сказки о листовичках» -  закрепляли знания о деревьях, их классификации, «Сказки о крылатках», «Из жизни дождевых червей», «Снежинка и свойства воды».

Но основное место в системе экологического воспитания является деятельность по созданию и поддержанию условий для растений и животных, находящихся в экологическом пространстве детского сада. В нашем случае это групповой уголок природы с аквариумом и комнатными растениями.

Ежедневное поддержание благоприятных условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ, приучает думать и систематически, реально заботиться о «братьях меньших». Но такая деятельность детей становится методом экологического воспитания лишь в том случае, если выполняется  совместно со взрослым. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, совершая это на глазах у детей.

В начале года утро моего рабочего дня начиналось с осмотра цветов: я их поливала, осматривала и разговаривала с цветами, как бы поясняя детям все, что хотел сказать цветок или рыбка в аквариуме.  Дети находятся рядом: кого-то заинтересовало то, что я разговариваю с цветами, и они начинают подходить ближе; кому-то интересно опрыскивание цветов – просят попробовать самим. Со временем ребята привыкли к тому, что утро начинается с ухода за живыми объектами.  Иногда я специально не подходила  сразу к рыбкам, тогда дети начинали волноваться – рыбок забыли покормить.

Постепенно начали обучать по подгруппам из 3-4 человек уходу за комнатными растениями. Необходимо научить детей начинать уход с предварительного осмотра растений или животных. Предварительный осмотр очень важен. Во-первых, он позволяет воспитывать в детях истинно гуманное отношение ко всему живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы. Во-вторых, этот осмотр позволяет определить, что конкретно надо сделать в данный момент. Таким образом, предварительный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе – он делает его осмысленным и осознанным, т.е. выводится экологическая формула взаимосвязи живого объекта со средой обитания: «Какие условия сейчас имеются – чего не хватает -  что надо добавить и изменить».

Таким образом, забота взрослых и детей о растениях и животных, создание и поддержание условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, является главным методом экологического воспитания -  методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений детей.

                    Список использованной литературы

1.  Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.

6. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.


Статья участвовала во Всероссийской педагогической Конференции «Актуальность формирования экологической культуры у современных детей», по результатам которой автор - Федосеева Е.М. получила диплом лауреата


Распечатать страницу
Категория: Авторские разработки
Материал загружен: 21.09.2016
Просмотров: 2134
Имя *:
Email *:
Код *: