Главная » Статьи » Авторские разработки |
Статья по экологии на тему: «Растим человека созидателя: опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников» Человечество в своих отношениях с природой приблизилось к экологической катастрофе. Знаменитый английский философ Джон Локк еще в 17 веке сформулировал принцип: «Бог не создал ничего для разрушения или порчи человеком». К 21 веку человек это забыл. Как будут складываться дальнейшие отношения с природой: фатально приближаясь к своему концу или созидательно развиваясь, во многом зависит от экологического сознания современных детей. Экологическое образование детей должно стать приоритетным направлением в работе дошкольного образования. Отношение к окружающему миру интенсивно закладывается именно в дошкольном детстве. Цель экологического образования - формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правового отношения к природе, к людям, охраняющим ее и к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Таким образом, экологическое образование включает два аспекта: передача детям экологических знаний и их трансформация в отношения с окружающим миром. Наша задача – вырастить человека – созидателя. Поэтому в своей работе ставили задачу воспитывать в детях такое отношение к миру, в основе которого лежат забота, доброта, гуманность и сострадание. Мы опирались на опыт известного педагога В.А.Сухомлинского. Его небольшие произведения, которые читались детям, заставляют задуматься над определенными поступками. Беседы на морально-этические темы ставили вопросы, побуждающие к самостоятельным раздумьям, моральным оценкам, соответствующим выводам. Рассматривая книги, иллюстрации художников, наблюдая жизнь природы, мы старались пробудить эмоциональную отзывчивость детей. В беседах вопросы ставили так, чтобы вызвать противоречивые чувства к хорошим и плохим поступкам и разобраться в том, почему один поступок хорош, а другой плох. Одной из важных задач в работе с детьми было формирование отношения к другим существам с позиции помощника, защитника, что может заложить основу бережного отношения ко всем проявлениям жизни. Задача сложная, но выполнимая, если в союзники взять родителей. Ведь как часто мы становимся свидетелями брезгливости по отношению к непривлекательным насекомым, лягушкам со стороны взрослых. Известно, что 80% черт характера закладывается в семье. Очень показательна такая ситуация. В группе была девочка, которая, по мнению родителей, «обожала» насекомых. Она их ловила, сажала в коробочку и приносила в детский сад. Однажды приходит мама и с радостью сообщает, что дочке купили сачок для ловли бабочек… Вот почему свою работу мы начали с экологического просвещения взрослых. Разработали цикл лекций с видеофильмами. Основной упор делали на индивидуальные консультации с родителями, в педагогических ширмах размещали практические советы, статьи, например одна из них «Воспитать благоговение перед природой», предлагали логические задачи экологического содержания для решения дома с детьми, например: «После сильного дождя на асфальт выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?» Проводили экологические акции, круглый стол «Воспитание доброты к природе» и др. В уголках для родителей размещали специальные статьи, разъясняющие азы экологической теории, правила поведения в природе. Обязательными темами в нашей работе с детьми были такие как: «Существуют ли «вредные животные?», «Есть ли вредные растения?», «Как относиться к бактериям, в том числе и болезнетворным?» Работу по экологии начали с младшей группы. К концу средней группы можно было отметить значительные изменения у детей по отношению к насекомым, рыбкам, цветам. Если в младшей группе дети, не задумываясь, могли затоптать муравья или червяка, ловили бабочек и божьих коровок, срывали и тут же бросали цветы, то к концу средней группы эти насекомые вызывали познавательный интерес, цветы – эстетический. Ребята могли долго разглядывать ходы муравьев, наблюдать движения дождевого червя. И все чаще мы слышали: «Не трогай, они ведь живые!», «На цветы надо смотреть глазками!» Экологическое воспитание тесно связано с эстетическим восприятием природы. Воспитание красотой немыслимы без чувства восхищения природой. В своем стремлении воспитать детей как хранителей природы, очень важно в детстве научить замечать ее красоту и испытывать перед ней восторг. Мы обращали внимание детей на все новое и необычное вокруг нас, разглядывали каждую мелочь. В группе расцвела аспидистра – это было целое событие: ребята разглядывали цветок, нюхали, любовались, рисовали, рассказывали родителям и вели их посмотреть. А утром на следующий день бежали увидеть – цветет ли еще? Привлекли внимание детей к рыбкам гуппи – опять восторг, оказывается у них такие красивые хвосты! Осень – это особая пора любования природой, как сказал поэт: «Очей очарованье». На прогулке собирали букеты разноцветных листьев, разглядывая оттенки, творили из них картины и панно. С участка пересаживали бархатцы в группу, чтобы подольше напоминали о лете и радовали нас. Из листьев и ягод калины, рябины, декоративных тыкв создавали натюрморты. Облетевшая листва обнажила красоту силуэтов деревьев. Настоящий восторг испытали дети от созерцания заснеженных деревьев, узоров на стекле. Главное, взрослым не пройти мимо: увидеть самим и показать ребенку! Природа – это совершенство и красота. Но человек может, как создать, так и разрушить красоту. Наша задача научить детей видеть зависимость деятельности человека и состояние природы. В этом - суть экологического воспитания дошкольника – дать ребенку не научные термины и понятия (это в будущем даст школа), а помочь осознать себя, как часть природы, жить по принципу, принятым в медицине: «Не навреди!». Как это не пафосно звучит, но судьба планеты в руках воспитателя дошкольников! Именно у маленьких детей с их чуткостью, восприимчивостью можно воспитать благоговение перед природой, жизнью, значит уважение к любому созданию Природы. Методы и приемы экологического воспитания Дети младшего дошкольного возраста мыслят конкретно, опираясь на видимый образ предмета и действия с ним. Поэтому ведущей деятельностью в экологическом воспитании малышей было неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практические действия с ними. Так, например мы предлагали взять в руки натуральные овощи, фрукты погладить, осмотреть их, понюхать, попробовать на вкус, послушать, как скрипят или шуршат, т.е. стремились задействовать как можно больше органов чувств. Каждое ощущение обозначали словом, дети повторяли и запоминали. Важную роль в познании объектов природы играют практические действия. Воспитатель руками изображает форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисуем» в воздухе круглый помидор или яблоко, длинную морковь или огурец, большой арбуз или кочан капусты. Дети руками повторяют эти движения, подкрепляя то, что видят и слышат обозначенными словами. В младшей группе вводили игру как метод экологического воспитания через образы первых сказок: «Курочки Рябы», «Репки», «Колобка». Так, дед, вырастив большую репку, «приходит» на занятие с фруктово-овощной тематикой, знакомит с плодами, дает их попробовать. Дед и баба из «Курочки Рябы» представляли тему домашних животных. Дед рассказывал о разных домашних животных, как о них надо заботиться. Таким образом, дети получают первые знания о домашних животных, сельскохозяйственной действительности. В средней группе мы продолжили экологическое воспитание, включив в свою работу циклы наблюдений в повседневной жизни. Например, за аквариумными рыбками, елью или березой на участке, осенними цветущими растениями. Каждый цикл включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы. Ежемесячно проводили (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями природы и вели календарь. Начиная со средней группы, на протяжении всего учебного года читали детям короткие рассказы писателя-природоведа Е.Чарушина о животных. Многократное обращение к писателю, который описывал и рисовал симпатичных детенышей, позволяет начать формирование устойчивого интереса к наблюдению природы, пониманию того, что эти впечатления можно творчески представить в форме рисунка или рассказа. Основные экологические знания дети получают в организованной образовательной деятельности, которая проводилась в форме игр-путешествий, диалогов с литературными персонажами, обыгрыванием игрушек-аналогов. Занятия строились по циклам. Например, тема «Лес». Сначала идет знакомство «Что растет в лесу?», затем «Кто живет в лесу?», Далее «Путешествие по зимнему лесу» и т.д. Большую роль в работе с детьми 4-5 лет для получения новых сведений являются специальные познавательные сказки. Мы подбирали сказки познавательного содержания, но дающие экологические знания. Например, «Сказки о листовичках» - закрепляли знания о деревьях, их классификации, «Сказки о крылатках», «Из жизни дождевых червей», «Снежинка и свойства воды». Но основное место в системе экологического воспитания является деятельность по созданию и поддержанию условий для растений и животных, находящихся в экологическом пространстве детского сада. В нашем случае это групповой уголок природы с аквариумом и комнатными растениями. Ежедневное поддержание благоприятных условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ, приучает думать и систематически, реально заботиться о «братьях меньших». Но такая деятельность детей становится методом экологического воспитания лишь в том случае, если выполняется совместно со взрослым. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, совершая это на глазах у детей. В начале года утро моего рабочего дня начиналось с осмотра цветов: я их поливала, осматривала и разговаривала с цветами, как бы поясняя детям все, что хотел сказать цветок или рыбка в аквариуме. Дети находятся рядом: кого-то заинтересовало то, что я разговариваю с цветами, и они начинают подходить ближе; кому-то интересно опрыскивание цветов – просят попробовать самим. Со временем ребята привыкли к тому, что утро начинается с ухода за живыми объектами. Иногда я специально не подходила сразу к рыбкам, тогда дети начинали волноваться – рыбок забыли покормить. Постепенно начали обучать по подгруппам из 3-4 человек уходу за комнатными растениями. Необходимо научить детей начинать уход с предварительного осмотра растений или животных. Предварительный осмотр очень важен. Во-первых, он позволяет воспитывать в детях истинно гуманное отношение ко всему живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы. Во-вторых, этот осмотр позволяет определить, что конкретно надо сделать в данный момент. Таким образом, предварительный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе – он делает его осмысленным и осознанным, т.е. выводится экологическая формула взаимосвязи живого объекта со средой обитания: «Какие условия сейчас имеются – чего не хватает - что надо добавить и изменить». Таким образом, забота взрослых и детей о растениях и животных, создание и поддержание условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, является главным методом экологического воспитания - методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений детей. Список использованной литературы 1. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 2. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. 3. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007. 4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009. 5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002. 6. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27. Статья участвовала во Всероссийской педагогической Конференции «Актуальность формирования экологической культуры у современных детей», по результатам которой автор - Федосеева Е.М. получила диплом лауреата
| |
Распечатать страницу Материал загружен: 21.09.2016 Просмотров: 2134 |