Главная » Статьи » Для воспитателей: занятия с детьми, обмен опытом

Особенности игровой деятельности в группах раннего возраста

Этапы развития игры:

1. Простые манипуляции, предметные действия.

2. Взаимосвязь двух-трех действий, «куплетная игра».

3.Логическая последовательность ряда действий: сюжетно - отобразительная игра.

4. Исполнение роли, моделирование жизни взрослых: «Я – тетя Катя».

5. Развитие сюжетно-ролевой игры, несколько ролей.

Особенности игры детей раннего возраста.

1. Играют в одиночку.

2. Играют рядом.

3. Совместные игры вдвоем, втроем.

Компоненты сюжетно-ролевой игры

1. Замысел

2. Сюжет

3. Игровые действия

4. Роль

5. Взаимоотношения в игре – игровые и реальные.

Для того, чтобы игровая деятельность развивалась, в группах раннего возраста необходимо проводить игры-занятия и непосредственно образовательную деятельность:

1. С сюжетными игрушками

2. Со строительным материалом

3. С дидактическими игрушками

4. С предметами – орудиями

                        Последовательность планирования

                      игры-занятия с сюжетными игрушками

1. Показ и называние одного персонажа и действие с ним.

2. Перенос действий на другие персонажи с подчеркиванием специфики каждого.

3. Объединение в показ нескольких развертывающихся последующих действий с одним персонажем.

4. Проведение игр-занятий с двумя действующими лицами, осуществление простых действий.

5. Увеличение количества дополнительного материала.

6. Показы, отражающие более сложные связи между персонажами.

                            Темы показов с 1.5 до 2 лет

1. Знакомство с куклой Катей.

2. Показ петушка, собачки, кошки.

3. Плавающие уточки, птичка.

4. Игра с лисой и зайчиком.

5. Показ зайчика.

6. Петушок, собачка и козлик играют.

7. Мишка пришел, а птичка прилетела.

8. Большая кукла-мама баюкает маленькую куклу-дочку.

9. Кукла поет и пляшет.

10. Доктор выслушивает трубкой куклу.

11. Оденем кукле пальто.

12. Купание куклы.

13. Укладывание куклы спать.

14. Оденем куклу после сна.

15. Помоем кукле руки.

16. Завяжем кукле бант.

17. Привяжем бант собачке.

18. Постираем кукле платье.

19. Положим вещи на место.

20. Кто в домике живет?

21. Мишка в гостях у детей.

                            Темы показов с 2 до 3 лет

1. Устроим кукле комнату. Встреча куклы.

2. У куклы Маши новоселье.

3. Пошьем кукле Маше платочки, простынки.

4. Оденем куклу после сна.

5. Кукла делает зарядку.

6. Напоим куклу чаем.

7. Пошьем кукле Маше новое платье.

8. Оденем кукле новое платье.

9. Кормление куклы обедом.

10. Стирка кукольного белья.

11. Глажение одежды.

12. Оденем Машу на прогулку.

13. Лечение куклы Маши.

14. Проводы в больницу.

15. Купим лекарство для больной куклы.

16. Навестим больную куклу, вылепим угощение.

17. У куклы день рождения.

18. Купание куклы.

19. В гостях у Матрешки.

20. Встреча Мишки-топтыжки.

21. Покажем кукле картинки и расскажем стихи.

22. Маленький братик куклы Маши.

23. Встреча подружек, угощение чаем.

24. Кукла в цирке.

25. Кукла собирается путешествовать на лодке, на машине.

26. Первый день Маши в детском саду.

Специфика игровой деятельности (ее «замещающий» характер) требует одновременного овладения ребенком двойной системой средств ее построения. Ребенок должен научиться не только совершать условное игровое действие, но и обозначать воображаемое явление или событие. Формирование игровой деятельности предполагает поэтапную передачу детям постепенно усложняющихся способов построения игры. В младшем дошкольном возрасте это ролевое поведение, а в старшем – сюжетосложение. Передача детям способов построения игры осуществляется в их совместной игре со взрослым, где последний выступает партнером, живым носителем формируемого способа во всей его целостности.

Процесс игры не представляет собой непрерывное движение ребенка в условном плане. Построение сюжета игры представляет собой постоянный переход из совершения условных игровых действий к обозначению смысла этих действий и обратно. Такие поясняющие действия органично входят в процесс игры, выполняя функции планирования ребенком индивидуального плана развертывания сюжета и согласования их с намерениями других играющих. Указанные способы постепенно изменяются (усложняются) на протяжении всего дошкольного детства.

Выделены три основных способа построения сюжета в раннем и дошкольном возрастах. Первичным и наиболее простым является обозначение и развертывание действий с предметами в игре. Следующий способ – ролевое поведение реализуется за счет обозначения и осуществления условной ролевой позиции. Условные предметные действия при этом становятся вторичны, и подчиняются роли. Третьим способом является сюжетосложение - игра-фантазирование, заключается в развертывании в игре целостных, связанных друг с другом ситуаций, характеризующихся сложным и многообразным содержанием, и которые могут строиться различным образом.

В настоящее время, сюжетная игра для полноценного развития нуждается в формирующих воздействиях со стороны взрослого. Являясь особой субкультурой детства, образцы способов построения сюжета передавались от старших поколений детей к младшим в естественном процессе их совместной игры. В настоящее время по ряду причин взаимодействие детей в разновозрастных группах затруднено, и функция передачи способов игры перешла к взрослому, который и демонстрирует ребенку образцы игровых действий. Успешность подобных культурных воздействий может быть успешна только в том случае, если взрослому удастся сохранить естественность детской игры.


Распечатать страницу
Категория: Для воспитателей: занятия с детьми, обмен опытом
Материал загружен: 14.02.2021
Просмотров: 217
Имя *:
Email *:
Код *: