Главная » Статьи » Для родителей: консультации, советы

"Что мы знаем о детских пальчиках?"

Что мы, родители, знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные, с перевязочками. Поначалу пальчики все больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже начинается настоящее «наступление» на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки, пеленки; сжимаются, чтобы пощупать свой «улов», и разжимаются в поисках новых объектов. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, настырнее и шаловливее. Они уже действуют осознанно и все чаще добиваются результата, приближаясь к заветной цели. Но что стоит за всеми этими действиями?

 В то время как вы умиляетесь «кульбитам» этих крохотных пальчиков, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребенок просто забавляется со своими ручками, а он тем временем активно познает мир и…умнеет.

 Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Выражение «Ум ребенка – на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу В.А. Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания и облизывания, в сознании младенца складывается целостное представление об их свойствах и качествах. Поэтому, начиная с  самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка, необходимо уделять особое внимание. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития  детей.

Надо сказать, что пальчиковые игры-потешки всегда были любимы детьми. Появившись в далекой древности, они дошли до наших дней почти без изменений. Например, кто не знает игры «Сорока-белобока» или «Коза рогатая?». И сейчас, занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, особенно популярны. Чем объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками. Сейчас многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, пылесосы, стиральные машины. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.

Итак, дорогие родители, чем больше внимания вы уделите кистям малыша, тем активнее у него развиваются мозг и речь. Ведь ум ребенка сейчас сосредоточен именно на кончиках пальцев! Поэтому  как можно больше играем в пальчиковые игры!

Играя в пальчиковые игры, вы развиваете внимание своего крохи, расширяете горизонты его познания, стимулируете речевое и интеллектуальное развитие, расширяете словарный запас, совершенствуете ловкость и точность движений, улучшаете память, помогаете научиться терпению, вырабатываете усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию. Кроме того, малышу в этом возрасте очень важен тактильный контакт с мамой, а игры с пальчиками не только поднимут настроение ребенка, но и подарят ему ничем не заменимую радость живого общения. И еще нужно заметить, пальчиковые игры не требуют никаких материальных затрат и они всегда под рукой.

 

                        Пальчиковые игры для детей 2-3 лет.

 

 Игры и упражнения можно объединить по темам. Сначала ребенок слушает стишок или загадку и наблюдает за тем, как взрослый выполняет упражнение, а после этого копирует положение пальцев или их движение.

                         

                               Тема: « Любимые игрушки»

 

- «Флажок» -   Возьми за палочку флажок

                         И подними его, дружок.

- «Дудочка» -  Я на дудочке играю,

                         Всех ребяток забавляю: ду-ду-ду, ду-ду-ду.

- «Веер»     -    Веер, веер, веерок,

                         Веет легкий ветерок.

- «Мячик»  -    Его бьют, а он не плачет

                         Только выше, выше скачет!

- «Шарик»  -    Круглый и воздушный,

                         Ветерку послушный.

- «Машинка»- Ключик в руку мы возьмем

                         И моторчик заведем:

                         «Чик, чик, чик, чик».

                         Я моторчик завожу –

                         И жужжу, жужжу, жужжу:

                         «Ж-ж-ж…» - поехали.

 

                         Тема: «Мы по дому помогаем».

 

  Начинаем игру с таких слов:

                   Наши ручки не только играют,

                   Но маме с папой помогают.

                    Кто не ленивый, кто трудится смело,

                    Тот с радостью дома возьмется за дело.

                    Что я делаю – скажи?

-  «Подметаем пол»   -    Скручен, связан, по полу пляшет –

                                           Тут и там машет.

-    «Моем посуду»    -      Кран с водою мы открыли

                                            И посуду перемыли.

                                            Терли, терли, мыли, мыли

                                            Все кругом в воде и мыле.

- «Стираем белье»    -       Пена мылится в корыте,

                                            Я стираю – посмотрите!

                                            Все теперь мы отожмем

                                            Жмем, жмем, жмем, жмем,

                                            Ох, устали – отдохнем!

- «Гладим белье»    -          Где пройду я – там порядок,

                                             Ни морщинок нет, ни складок.

                                             Пш – ш - ш, пш – ш - ш…

 

                           Тема: «Принимаем гостей».

 

       А теперь, пора узнать, как гостей нам принимать!

       «Дзинь», - звенит звонок  в прихожей, это кто же, кто же, кто же?

Расскажите, что гостей встречают словами: «Проходите, дорогие гости, садитесь, пожалуйста».

 

- «Стул»    -           Спинка, сиденье, четыре ноги,

                               Что ты увидел? Скорей назови.

- «Стол»    -            Под крышей четыре ножки,

                                А на крыше чашки да ложки.

- «Чашка»  -           На столе она стоит.

                               Чай горячий в ней налит.

- «Чайник» -          Я пыхчу, пыхчу, пыхчу

                                Больше греться не хочу.

                                Крышка громко зазвенела:

                              «Пейте чай, вода вскипела».

- «Угощенье» -      Сушки, сушки, сушки,

                               Пироги, блины, ватрушки.

 

                        Тема: «В мире животных»

 

- «Корова»         -      Стоит копна посреди двора –

                                    Спереди вилы, сзади метла.

- «Лошадь»        -       Груз везет, сено жует,

                                     Хвостом помахивает, гривой потряхивает.

                                     Кошечка Мурка, серенькая шкурка,

- «Кошка»          -        Мягкие лапки,

                                      А в лапках цап - царапки.

- «Собака»          -        В дом чужого не пущу,

                                       Без хозяина грущу – гав, гав!

- «Петушок»     -           Встает на заре, поет на дворе.

                                        На голове гребешок. Кто же это?

- Гребешок»     -            Петя, Петя, Петушок,

                                       Покажи свой гребешок.

                                       Вот эдак и вот так:

                                       То ладошка, то кулак.

- «Курочка»        -         Зернышки клюет, деток зовет:

                                      «Ко – ко - ко, не ходите далеко».

- «Цыплята»        -         Вышла курочка гулять, свежих зерен поклевать,

                                        А за ней ребятки – желтые цыплятки.

- «Ежик»           -            Ежик маленький замерз,

                                        И в клубок свернулся.

                                        Солнце ежика согрело –

                                        Ежик развернулся!

- «Заяц»             -            Комочек пуха, длинное ухо,

                                        Прыгает ловко, любит морковку.

 

                                Тема: «Наши пальчики»

 

- «Вышли пальчики гулять» -          Раз, два, три, четыре, пять –

                                                            Вышли пальчики гулять.

                                                             Раз, два, три, четыре, пять –

                                                             В домик спрятались опять.

- «Замок»     -         На двери висит замок. Кто открыть его бы мог?

                               Мы замочком постучали, мы замочек повертели,

                               Мы замочек покрутили… и открыли!

- «Моя семья»-      Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,

                                 Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,

                                Этот пальчик – я, вот и вся моя семья!

-«Пальчики в лесу»  -                           Раз, два, три, четыре, пять,

                                                                Вышли пальчики гулять:

                                                                Этот пальчик гриб нашел,

                                                                 Этот пальчик чистить стал,

                                                                 Этот резал, этот ел,

                                                                 Ну, а этот лишь глядел.

 Можно взять известные детские стихи или потешки, которые ребенок будет рассказывать руками, где пальчиковая форма или жест комментируют почти каждое слово. Легко обыграть такие любимые всеми потешки:

- «Травка – муравка со сна поднялась », «Тили – тили – тили, бом!», «Цок –цок – цок, лошадка скачет», «Сидит белка на тележке раздает она орешки»,  «Тесто мы месили, мы пирог лепили», «Привяжу я козлика к белой березке»

«Эй, братец Федя, разбуди соседей!»


Автор: Федосеева Е.М.


Распечатать страницу
Категория: Для родителей: консультации, советы
Материал загружен: 23.03.2013
Просмотров: 2085
Имя *:
Email *:
Код *: